Новости

Минтранс предлагает использовать тахографы для предрейсового контроля автобусов и грузовиков

Компании, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, будут обязаны передавать данные о предрейсовых осмотрах транспортных средств в новую информационную систему.

Это следует из законопроекта Минтранса. Для этого будут использоваться тахографы, установленные на автобусах и грузовиках для контроля режима сна и отдыха. Год назад Минтранс предлагал более сложный вариант, предполагающий передачу фото- и видеосъемки предрейсового осмотра. Минэкономики оценило затраты бизнеса на выполнение требований в 300 млрд руб. Новый сценарий также потребует серьезных затрат, говорят участники рынка, но размер их пока не ясен.

Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проект поправок к ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения», в которой прописаны требования по безопасности движения, предъявляемые к юрлицам и ИП. Фирмы, занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов, обязаны проводить предрейсовый контроль автобусов и грузовиков. В 2018 году Минтранс приказом №296 утвердил порядок этих проверок: контролер (сотрудник автопредприятия) проверяет тормоза, рулевое управление, стеклоомыватели, звуковой сигнал, состояние колес, шин, фар и т. д.

Проконтролировать выполнение этой процедуры сложно, механизма дистанционного контроля не существует, поясняют в Минтрансе, поэтому возникает риск выпуска на линию неисправного транспортного средства. По данным ГИБДД, с начала года в России произошло 1,7 тыс. аварий (+3,6% к аналогичному периоду прошлого года) из-за технических неисправностей транспорта.

Данные каждого осмотра перевозчики должны передавать в специальную систему, следует из материалов Минтранса. Для этого будут использоваться тахографы - устройства для контроля режима труда и отдыха. Эти приборы должны быть установлены на автобусах и грузовиках ИП и юрлиц: по данным Минтранса, ими уже оснащено 760 тыс. транспортных средств. Осмотрев машину, контролер запишет результаты на карту тахографа.

Бортовое устройство передаст их в «государственную систему по учету сведений, регистрируемых тахографами» (будет создана). Перевозчики должны передать марку, модель автобуса или грузовика, VIN-номер, госзнак, ФИО контролера, координаты проведения осмотра, дату и время, показания одометра машины и результат проверки. Минтранс предлагает использовать систему «ЭРА-ГЛОНАСС» (ею оборудовано более 3,7 млн транспортных средств, включая легковые) и систему взимания платы «Платон» (зарегистрировано 1,16 млн грузовиков).

Компания - оператор системы будет хранить сведения об осмотрах, обеспечивая доступ к ним МВД и Ространснадзора. Новые требования вступят в силу через год после опубликования закона, а на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской областей - через два года.

Разработка автоматизированной системы по контролю предрейсовых техосмотров обсуждалась в сентябре 2017 года на Госсовете по развитию пассажирских перевозок. По итогам Владимир Путин поручил правительству разработать необходимые поправки в законодательство (срок - 15 декабря 2017 года). Первую версию законопроекта Минтранс опубликовал в мае 2018 года. Тогда министерство запросило на создание информационной системы по контролю техсостояния транспортных средств 153 млн руб.

В Минэкономики сценарий назвали необоснованным и чрезмерно затратным. Совокупные траты юрлиц и ИП (их более 3 млн, оценка Минтранса) на оборудование для передачи данных Минэкономики оценило в 300 млрд руб., госзатраты на хранение данных - 21 млн руб. в год, 425 млн руб. - совокупные затраты бюджетов регионов. Поступивший массив данных надо будет кому-то обрабатывать, подчеркивали в ведомстве. Законопроект был доработан: в текущей версии Минтранс стоимость новой системы не называет, но источником финансирования числится ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» в 2013-2020 годах.

Передавать данные о техосмотрах через «Платон» возможно, подтвердил представитель "РТ-Инвест Транспортные Системы" (оператор системы): «Действующая цифровая инфраструктура госсистемы обеспечивает защиту и юридическую значимость всех данных, а также уже отработанный обмен информацией с Ространснадзором, МВД, ФНС и другими ведомствами».

Подобного рода системы уже успешно работают в промышленности, рассказал координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко: например, дизель-генераторы или оборудование на нефтегазовых участках сервисные компании тестируют дистанционно. «Оснастить грузовики датчиками, чтобы снимать показатели и передавать их в систему, тоже можно, - говорит он. - Тем более большая часть добросовестных перевозчиков предрейсовые осмотры сегодня проводят.

Но при чем здесь тахографы? Вероятно, Минтранс хочет под этот проект обязать перевозчиков поменять существующие бортовые устройства на новые». Тахограф - закрытая защищенная система, вмешательство в программное обеспечение прибора, опасается глава ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин, приведет к искажению данных.

«Новая процедура потребует от перевозчиков дополнительных затрат, которые в итоге лягут на заказчиков транспортных услуг и на конечных потребителей», - говорит технический директор группы компаний AsstrA Вадим Плотников. «Инициатива позволит избежать человеческого фактора и, несомненно, принесет пользу «белым» и цивилизованным перевозчикам», - отмечает управляющий партнер онлайн-сервиса GroozGo Игорь Котов.