Новости

Большинство крупных ликвидированных компаний Татарстана связано с грузоперевозками

«Черный» год на татарстанском рынке грузовых перевозок: 40% мелких транспортных компаний Казани или 115—120 частных предпринимателей массово распродали грузовую технику и «снялись с маршрутов» из-за различных административных нововведений.
Похоже, что «черная полоса» наступила и у нефтяников: из-за сокращения объемов нефтепромысловых грузов нефтесервисный холдинг «ТаграС», близкий к «Татнефти», реорганизовал 10 дочерних обществ «УК «Татспецтранспорт».

Как бы громко это ни звучало, но, похоже, на татарстанском рынке транспортных перевозок воцарился абсолютный хаос. Мелкие перевозчики, как правило, владельцы одной-двух грузовых фур, закрыли и сняли с налогового учета собственные ИП, продав технику и перестав обслуживать традиционных заказчиков.
По данным аналитической службы «Реального времени», по итогам 2016 года топ-5 крупнейших ликвидированных компаний возглавляют фирмы, так или иначе связанные с автотранспортом или перевозками.

Так, в прошлом году закрылись ООО «АВТОСТЭН» Айрата Мустафина (выручка за 2015 год — 1,8 млрд рублей), ООО «АльянсАвто» Александра Москаленко (312 млн рублей), ООО «Битойл» Руслана Юнусова (126,2 млн рублей). Все они были тесно связаны с грузовыми и экспедиторскими отправлениями.
Причем многие из ушедших с рынка занимались преимущественно перевозкой строительных грузов по территории Казани. Как стало известно «Реальному времени»,НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков», объединявшее 180 частных перевозчиков, сократилось до 65 участников.

Негативная волна началась с введением весового контроля для большегрузов: если раньше посты по автоматическому взвешиванию грузовых фур действовали только на федеральных трассах, то теперь появились на въезде в Казань, — объясняет гендиректор НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков» Вячеслав Лаврентьев. — Вслед за этим ситуация в городе кардинально изменилась». Заметим, что власти внедряют автоматическое взвешивание перевозимых грузов для обеспечения сохранности дорожного полотна: за превышение более чем на 2% нормативной массы в 44 тонны перевозчик обязан уплатить штраф, который идет на пополнение городской казны.

«Дармовозы» против «табуретов»

«Весовой контроль — один из внешних негативных факторов, — перечисляет Лаврентьев. — Частных перевозчиков «душат» галопирующие цены на бензин, расходы на запчасти, платежи в систему «Платон». «Остались работать те, кто согласен работать «за еду» или кому необходимо «отбивать» транспорт «в лизинге». Из нашего круга ушло 40% участников: тот, кто успел уйти раньше, оказался в выгодном положении. Они успели открыть магазины или «сидят как диспетчеры», получая проценты от передачи заказов оставшимся перевозчикам. Поэтому
сегодня многие клиенты не могут найти частника: есть примеры, когда они готовы платить любые деньги, но нет транспорта.
Впрочем, уход мелких перевозчиков стал естественным выбытием с рынка, уверены крупные перевозчики. «Долгосрочные заказчики предпочитают сотрудничать с организациями, которые имеют больший парк и работают с НДС, — отмечает исполнительный директор НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» Сергей Сотников.

По его словам, никто из «крупняков» за этот год не ушел из бизнеса, т. к. у них больше возможностей. «Они могут «держать цену» на одном уровне, а за счет своего парка оперативно перекрывают заказы другими машинами. А частник вынужден реагировать сиюминутно и не всегда может своевременно подать транспорт. Поэтому многие крупные предприятия переходят на крупных перевозчиков», — говорит он.

Сегодня в Татарстане зарегистрировано 100 тысяч грузовиков разной грузоподъемности, которые обеспечивают 100% грузовых перевозок по Татарстану. По данным портала ati.su, где размещается информация о тендерах на грузоперевозки по всей стране, сегодня ставки заметно упали. К примеру, за развозку 1 500 тонн медикаментов по 47 маршрутам в пределах одного региона платят 4,5 млн рублей, а 300 перевозок стройматериалов, т. е. по три перевозки в день, стоят 500 тыс рублей. По словам самих перевозчиков, сегодня себестоимость прохождения 1 км пути на 20-тонной фуре без учета поборов очень низкая, они считают, что работать дешевле 120 руб./км в круг, нет смысла, иначе трак (парк техники) встанет на колени. Впрочем, есть т. н. «дармовозы», которые «перебивают «тикеты» и рулят на «ведрах», создавая тем самым вражду и рознь между перевозчиками, чем с удовольствием пользуются «табуреты» (диспетчеры).

«Я занимаюсь перевозками 12 лет, и каждый год, как вы говорите, поворотный. Все повороты и повороты — 2005, 2008, 2014, 2016… Мы постоянно движемся по извилистой дороге и не знаем, что будет за новым поворотом», — признался Сергей Сотников.

Перестройка в «ТаграС-Холдинге»

Среди тех, кто подвергался в прошлом году реорганизации, оказались транспортные подразделения управляющей компании «Татспецтранспорт», входящей в нефтесервисный холдинг «ТаграС» (обслуживает «Татнефть»). Как известно последнюю контролируют бывший генеральный директор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов и его окружение.

По данным «Реального времени», в августе прошлого года были ликвидированы и присоединены в качестве структурных подразделений ООО «Альметьевское УТТ-1» (1,046 млрд рублей выручки в 2015 году), ООО «Азнакаевское УТТ» (1,165 млрд рублей), ООО «Бавлинское УТТ» (722 млн рублей). Как пояснил источник, близкий к компании, на самом деле во время реорганизации были присоединены не три, а все десять дочерних обществ — ООО «Джалильское УТТ», ООО «Елабужское УТТ», ООО «Елховское УТТ», ООО «Лениногорское УТТ», ООО «Нурлатское УТТ», ООО «Ямашское УТТ», ООО «Татбуртранс».
С 1 августа 2015 года они прекратили деятельность как самостоятельные компании и вошли в структуру «Татспецтранспорта» в статусе структурных подразделений с прежним названием. О причинах преобразований в компании «Татспецтранспорт» отказались рассказывать, а запрос «Реального времени» в адрес «ТаграС -Холдинг» остался без ответа.

«При этом перед ними остается задача по расширению сторонних заказов, а не просто «сидеть» на заказах «Татнефти», — говорит источник в компании. — С падением цен на нефть объем транспортных услуг для «Татнефти» снизился, поэтому подразделения «Татспецтранспорта» продолжают обслуживать такие предприятия, как «Ойл-Сервис», «Буровая компания «Евразия», «Ульяновскнефть», «Спецстрой-монтаж». Но смогут ли УТТ, лишенные самостоятельности, собирать заказы?» — недоумевает он.

Заметим, что «ТаграС» перевел под контроль и «Татспецтранспорт» и второй транспортный дивизион — ООО «ТаграС-ТрансСервис», который работает на свободном коммерческом рынке и обладает солидным парком еврофур, самосвалов и пассажирских автобусов. Известно, что ООО «ТаграС-ТрансСервис» является поставщиком автобусов для участников Универсиады в Казани, а также обслуживал Сбербанк. Таким образом, «Таграс-Холдинг» превращается в мощного транспортного перевозчика с парком более двух тысяч единиц техники, который может составить конкуренцию рыночным компаниям.

Выживет тот, кто найдет обратный груз

«Уже были организации, которые покупали по 100—150 машин, а потом оказывалось, что их неэффективное управление приводило к убыткам. «Татэнерго-транс» покупало новые тягачи, а потом отказались, поняли, что, это не их бизнес, — предостерегает он. — В Набережных Челнах крупная организация, кажется, трубный завод «ТЭМПО», купила 200 автомобилей и с ходу начала демпинговать. Сейчас это невозможно: здесь нет маржи в 15—20%, мы работаем на грани рентабельности в 3—5% максимум в год и наш рынок не настолько привлекательный. Поэтому многие частники уходят».
По его мнению, при выходе корпоративных перевозчиков на открытый рынок легко «погореть» на «обратном грузе». «Взявшись за заказ «Почты России» по перевозке груза из Москвы в Новосибирск, нужно понимать, что обратную дорогу заказчик не оплачивает. Поэтому нужно иметь «обратный груз», но начинающие игроки не смогут его быстро найти и обязательно на этом обжигаются», — предупреждает он.
Всего же оборот 25 крупнейших ликвидированных в 2016 году компаний составил годом ранее 11,5 млрд рублей. Крупнейшая категория прекративших деятельность компаний — оптовая торговля. Таких компаний восемь в списке из 25 крупнейших.

Вторая значительная категория прекративших деятельность компаний — торговля автотранспортными средствами и автодеталями. В 2016 году прекратили деятельность три юрлица, торговавшие автотранспортом.
Также три компании прекратили деятельность в категории «Строительство жилых и нежилых зданий».
Одной из крупнейших компаний, прекративших деятельность, оказалось, однако, ООО «АРТ Авто», деятельность которого — «прочая, связанная с перевозками». Оборот предприятия в 2015 году составил 1,122 млрд рублей, но в июне 2016 года, после 2,5 лет работы, было принято решение о ее ликвидации.
По материалам сайта ati.su